Памятка первокурснику — Подготовка к сессии. Экзамены

Памятка первокурснику — Подготовка к сессии. Экзамены

3090
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
Дело не в том, чтобы быстро бегать, а в том, чтобы выбежать пораньше.
Рабле

Подготовка к экзаменационной сессии и сдача экзаменов и зачетов является ответственейшим периодом в работе студента. Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены — долг каждого студента.

Основное в подготовке к сессии — это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто умеет хорошо повторять материал, который был прослушан на лекциях, законспектирован и закреплен на самостоятельных занятиях. Такое повторение предполагает обобщение, углубление, а в ряде случаев и расширение усвоенных за семестр знаний.

Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции либо слушал их невнимательно и не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал, который его товарищи усвоили серьезно, основательно и поэтапно в течение семестра. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом.

Здесь уместно разъяснить некоторые пункты, взятые из Положения о курсовых экзаменах и зачетах у нас в университете:
1. Только по итогам экзаменов студента переводят с курса на курс, назначают стипендию и ее размер. Государственная аттестационная комиссия (ГАК) после успешной защиты выпускником дипломного проекта (работы) выдает ему обычный диплом или диплом с отличием, учитывая оценки, полученные на курсовых экзаменах и зачетах.
2. Студенты допускаются к экзаменационной сессии только при условии сдачи всех предусмотренных учебным планом зачетов, выполнения и сдачи (защиты) расчетно-графических, курсовых работ и проектов по всем дисциплинам учебного плана данного семестра. Только при наличии уважительных причин декану факультета в отдельных случаях предоставляется право допускать до экзаменационной сессии студентов, не сдавших зачеты, работы и проекты по дисциплинам, по которым не установлены экзамены.
3. Студентам, которые не могли сдать зачеты и экзамены в общеустановленные сроки по болезни или по другим уважительным причинам, документально подтвержденным соответствующим учреждением, декан факультета устанавливает индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов.
4. Успешно обучающимися считаются студенты, сдавшие все зачеты и (или) контрольные работы, предусмотренные учебным планом, выполнившие и сдавшие установленные расчетно-графические и другие работы (проекты) по дисциплинам учебного плана данного семестра.
5. Расписание экзаменов утверждается ректором университета и доводится до сведения преподавателей и студентов не позднее чем за месяц до начала экзаменов. Расписание составляется с таким расчетом, чтобы на подготовку к экзамену по каждой дисциплине было отведено не менее 3-4 дней.
6. При явке на экзамены и зачеты студенты обязаны иметь при себе зачетную книжку, которую они предъявляют экзаменатору в начале экзамена. Экзаменатор вначале проставляет в ведомость номер зачетки, для чего имеет право открывать зачетку только на первой странице. И лишь после внесения оценки в ведомость он может открыть зачетку на нужной странице для того, чтобы вписать в нее выставленную оценку.
7. Экзамены проводятся только при наличии экзаменационной ведомости, в которой отмечены не допущенные до экзамена студенты. Экзамен проводится по билетам в устной или письменной форме, в том числе и в форме тестирования. Форма проведения и содержание экзамена устанавливаются рабочей программой дисциплины. При проведении экзаменов и зачетов могут быть использованы технические средства (ЭВМ и пр.). Экзаменатору предоставляется право задавать студентам вопросы сверх билета, а также задачи и примеры по программе данной дисциплины. Экзаменационные билеты утверждает заведующий кафедрой.
8. Экзамены принимаются лекторами данного потока. Зачеты принимаются преподавателями, руководившими практическими, лабораторными, семинарскими занятиями или читающими лекции на потоке по данной дисциплине.
9. Зачеты по практическим и лабораторным работам принимаются по мере их выполнения. Зачеты могут проводиться в виде контрольных работ на практических занятиях. Зачеты по семинарским занятиям проставляются на основе представленных рефератов (докладов), предусмотренных учебным планом, а также выступлений студентов на семинарах. Зачеты по отдельным дисциплинам, не имеющим экзаменов, проводятся по окончании чтения лекций до начала экзаменационной сессии. Во всех случаях разрешается сдавать зачет по одному и тому же предмету только 3 раза, после чего студент не допускается до сессии с последующим отчислением из университета. Пересдача зачета происходит уже в свободное у преподавателя время.
10. Во время экзамена студенты могут пользоваться только учебными программами. В отдельных случаях с разрешения экзаменатора — справочной литературой. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения ректора, проректора по учебной работе или декана факультета не допускается.
11. Положительные оценки заносятся в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, неудовлетворительная оценка проставляется только в экзаменационной ведомости. Неявка на экзамен отмечается в экзаменационной ведомости словами » не явился». Если эта неявка была по неуважительной причине, декан факультета после экзамена проставляет неудовлетворительную оценку.
12. Студенты, получившие в весеннюю сессию не более 2-х неудовлетворительных оценок, могут с разрешения ректора переводиться на следующий курс распоряжением декана факультета. При этом декан устанавливает сроки ликвидации задолженностей (в каникулярное время или в первые 2 недели следующего семестра).
13. По представлению декана факультета приказом ректора из университета отчисляются студенты, имеющие академическую задолженность:
а) не сдавшие в сессию экзамены по трем и более дисциплинам;
б) не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность за первый (осенний) семестр;
в) переведенные на следующий курс и не ликвидировавшие академическую задолженность в установленный срок (при этом студент считается отчисленным с того курса, с которого он был переведен);
г) не выполнившие программу производственной практики или получившие неудовлетворительную оценку при защите отчета, если имеет 2 неудовлетворительные оценки по курсовым экзаменам.
14. Студенты, не выполнившие программу практики, получившие отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляются повторно на практику в период студенческих каникул, а при отсутствии такой возможности — оставляются на повторное обучение или отчисляются из университета.
15. Пересдача экзамена с неудовлетворительной оценки в период экзаменационной сессии не допускается. Только в отдельных случаях при наличии уважительных причин декан факультета может разрешить студентам пересдачу одного экзамена в период экзаменационной сессии тому же экзаменатору по дисциплине, по которой получена неудовлетворительная оценка.
Пересдача неудовлетворительной экзаменационной оценки по одной и той же дисциплине допускается не более 2-х раз. Вторая пересдача (третья по общему счету попытка) осуществляется уже только комиссии. Решение комиссии окончательное и обжалованию не подлежит.
Как видишь, процедура довольно неприятная; и лучше сделать все, чтобы ее не допустить. Что для этого нужно сделать? Внимательно прочти дальнейшие рекомендации!

При подготовке к экзаменам необходимо помнить:
1. Готовиться к сессии надо с первых дней семестра: не пропускать лекций, работать над закреплением лекционного материала, выполнять все практические и лабораторные работы.
2. Приступать к повторению и обобщению материала необходимо задолго до сессии (примерно за месяц).
3. Перед повторением учебного материала необходимо еще раз свериться с типовой и рабочей программами (имеются в библиотеке университета, в методическом кабинете или на соответствующей кафедре), по которым велось преподавание. В случае какой-либо неясности следует получить у преподавателя необходимые разъяснения.
4. Готовиться к экзамену рекомендуется каждый день в одном и том же помещении и на одном и том же рабочем месте, т.к. в этом случае устанавливается ассоциативная взаимосвязь между окружающей обстановкой и процессом переработки информации. Это дает возможность в дальнейшем на экзамене воспроизводить все мельчайшие детали этой обстановки (что сделать довольно легко), а через установившиеся ассоциативные связи — саму информацию, которую требовалось запомнить непосредственно для экзамена. Возможны и другие искусственные приемы для запоминания, которых великое множество и которые должны быть в арсенале у каждого студента.
Но одно из важных условий укрепления памяти — это ее постоянное тренирование. Хотя мысль о том, что повторение — мать учения, не оригинальна, нельзя лишний раз не сказать, что именно это упражнение — самое действенное и результативное.
5. Начинать повторение следует с чтения конспектов. Прочитав внимательно материал по предмету, приступить к тщательному повторению по темам и разделам. На этом этапе повторения следует использовать учебник и рекомендованную преподавателем дополнительную литературу. Нельзя ограничиваться при повторении только конспектами, ибо в них все записано весьма кратко, сжато, только самое основное. Вузовские же дисциплины надо усвоить достаточно широко с учетом всей программы курса. Это можно сделать только с помощью учебника и дополнительной литературы.
6. Повторяя материал по темам, надо добиваться его отчетливого усвоения. Рекомендуется при повторении использовать такие приемы овладения знаниями:
а) про себя или вслух рассказывать материал;
б) ставить самому себе различные вопросы (и почаще) и отвечать на них, руководствуясь программой (применять самоконтроль);
в) делать дополнительные записи, схемы, помогающие обобщить материал, синтезировать его;
г) рассказывать повторенный и усвоенный материал своим товарищам, отвечать на их вопросы и критически оценивать изложенное;
д) повторяя и обобщая, записывать в блокнот все непонятное, всякие сомнения, вновь возникающие вопросы и обязательно выяснить их на консультациях.

Повторение, в основном, надо закончить за день до экзамена, чтобы повторенный и закрепленный материал » отстоялся» в сознании и памяти. В этом случае останется некоторый резерв времени на доработку каких-либо упущений, а ответы на экзамене будут спокойнее, увереннее, без лишнего напряжения. Если студент приходит на экзамен, не прочитав целиком даже свой конспект, и продолжает » учить» у дверей аудитории, где его товарищи уже сдают экзамен, то он демонстрирует худший вид школярства, равнодушие к занятиям и безответственность.

В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, придерживайся гигиенического режима, чередуй труд и отдых.

Можно рекомендовать на этот период следующий режим дня. Подъем — в 700-730, утренний туалет, гимнастика, завтрак должны занять у тебя не более часа. В 800-830 приступай к занятиям (для них все должно быть подготовлено еще с вечера). Краткие паузы для отдыха устраивай через 50-55 минут интенсивной работы. После 2-3 часов занятий сделай перерыв на 30-40 минут. В это время можно поиграть в теннис или сделать гимнастику, выполнить хозяйственно-бытовые дела, проветрить помещение, выпить стакан сока, молока или чая.

После перерыва надо сосредоточенно позаниматься еще 2-2,5 часа.

Сразу после обеда (1-1,5 часа) заниматься не рекомендуется (труд малопроизводителен). Лучше сделать прогулку, выполнить какую-либо работу, не связанную с подготовкой к экзамену, либо поспать (если есть потребность — это самый лучший вариант). Затем надо опять напряженно позаниматься 2,5-3 часа и 1-2 часа после ужина.

Не засиживайся за полночь. Сохраняй в комнате общежития тишину, чистоту и порядок. Во время своего отдыха не мешай готовиться товарищам. Хорошо, если в комнате создана деловая обстановка, где все одновременно работают или отдыхают.

Старайся весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, и контролировать каждый день выполнения работы, старайся немного перевыполнить план. Тогда у тебя всегда будет резерв времени.

В день, предшествующий экзамену, занимайся не более чем до 19 часов. Лучше до сна в этот день погулять где-нибудь в тихом месте (парк, лес), собраться с мыслями, но ни в коем случае не отвлекайся на посторонние дела. Утром обязательно позавтракай. Тогда на экзамен ты придешь бодрым и уверенным в своих силах. После сдачи экзамена остаток дня посвяти отдыху, сходи в театр, на стадион или в кино. Но ни в коем случае не забудь обязательно все подготовить для работы на следующий день. Ни в коем случае не употребляй спиртные напитки: даже в малых количествах они снизят твою работоспособность на несколько дней.

Свой бюджет надо продумать и организовать так, чтобы в период сессии ты мог хорошо и своевременно питаться 3-4 раза в день.

Несколько слов о питании. В составе пищевых продуктов должно быть достаточное количество жизненно необходимых веществ, к числу которых относятся белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы. Кроме того, от пищи требуется, чтобы она была достаточно калорийной (для обеспечения нужного притока энергии) и в то же время не обильной, ибо тогда она не успевает полностью перевариться.

В период подготовки к экзаменам рекомендуется прием возбуждающих напитков (крепкий чай, кофе), но ни в коем случае нельзя применять различные фармакологические вещества (транквилизаторы и пр.).

Не отчаивайся, если на экзамене получил не ту оценку, на которую рассчитывал. Хотя экзамен в какой-то степени и » лотерея», но оценка всегда, как правило, соответствует тому уровню знаний, который ты показал на экзамене.

Основой для определения оценки на экзамене служит уровень усвоения студентами материала, предусмотренного учебной программой соответствующей дисциплины.

При определении требований к экзаменационным оценкам преподаватель руководствуется Инструктивным письмом, которое содержит ряд требований, не меняющихся практически все время существования высшей школы. Эти требования следующие (цит. по Инструктивному письму):

  • оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
  • оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
  • оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомых с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
  • оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой знаний. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

И далее: «Требования, предъявляемые к уровню подготовки студентов на Государственных экзаменах и при защите дипломных работ (проектов), должны обеспечивать всестороннюю оценку знаний, умения и навыков, а также профессиональных качеств будущих специалистов в их системе и в соответствии с положением квалификационных характеристик.»

К вышесказанному можно лишь добавить, что преподаватель на экзамене ставит в качестве цели только оценить работу студента в течение всего семестра, а не » завалить» его. Хорошо подготовленному студенту можно невольно лишь занизить оценку, но поставить «неудовлетворительно» — никогда. Помни старое шутливое выражение: «На экзамене у студента нет большего врага, чем сам студент».

Все эти советы позволят тебе основательно овладеть знаниями, успешно сдать зачеты и экзамены, сохранив нормальное здоровье. И тем, кто будет пытаться идти в учении по пути наименьшего сопротивления, а причины своих неудач искать вне себя, ты сможешь сказать: «Систематически и напряженно работай! Тогда добьешься успеха!»

Основные правила учебы и внутреннего распорядка высшего учебного заведения регламентируются Законом Российской Федерации «Об Образовании», Законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Уставом вуза, приказами и распоряжениями администрации вуза.

1. Студентом является лицо, в установленном порядке зачисленное для обучения. Студент берет на себя обязательства сохранять добрые традиции, приумножать его славу, беречь его имущество, соблюдать нормы общественной морали.

2. Вуз гарантирует студенту возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, принадлежности к общественным организациям, отношения к религии, убеждений, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения.

3. Студенты университета имеют право:

  • получать знания, соответствующие современному уровню развития науки, техники и культуры, участвовать в определении и формировании содержания своего обучения при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования; указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом университета и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве;
  • посещать все виды учебных занятий в университете, а по согласованию между руководителями ? и в других высших учебных заведениях, выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки специалиста) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой;
  • участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности университета, в том числе через общественные организации и органы управления университета;
  • бесплатно пользоваться библиотеками, информационным фондом, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений университета в порядке, определяемом его уставом, принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, представлять к публикации свои работы, в том числе в изданиях высших учебных заведений;
  • получать дополнительные платные услуги сверх утвержденных образовательно-профессиональных программ; порядок предоставления платных образовательных услуг определяется соответствующим положением;
  • обжаловать приказы и распоряжения администрации университета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • получать образование по военной специальности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • в исключительных случаях, в качестве поощрения, при наличии на факультетах свободных мест для обучения за счет федерального бюджета студенты, завершающие с хорошими и отличными оценками обучение по основной образовательной программе и успешно прошедшие промежуточную аттестацию могут переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном положением, утвержденным ученым советом университета; приоритетом при соблюдении требований данного пункта пользуются дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды I и II группы;
  • в случае болезни, по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам студенту университета может быть разрешено повторное прохождение курса не более одного раза за период обучения, а в случае длительной болезни и в других исключительных случаях, студенту может быть представлен академический отпуск в порядке, установленном законом;
  • по личному заявлению студента он может быть переведен на обучение по индивидуальному графику.

4. Студенты университета обязаны:

  • выполнять требования Устава университета и соблюдать правила внутреннего распорядка и правила общежития, уважать труд и достоинство преподавателей, учебно-вспомогательного персонала и других работников университета;
  • за время обучения своевременно выполнить требования образовательной программы высшего профессионального образования;
  • овладевать теоретическими знаниями, практическими навыками и современными методами исследований по избранной специальности;
  • выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования;
  • выполнять приказы и распоряжения руководства факультета и университета.

5. Студенты очной формы обучения получают в установленном порядке и размерах государственную стипендию либо стипендию предприятий, учреждений, организаций, а также имеют право в свободное от учебы время работать на предприятиях, в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм.

6. Основными документами студента являются студенческий билет и зачетная книжка.
Студент должен иметь при себе студенческий билет и предъявлять его по просьбе сотрудникам службы безопасности вуза, членам добровольной народной дружины, работникам охраны корпусов, руководителям вуза.
К сдаче зачета или экзамена студент допускается только при наличии зачетной книжки.

7. Традиционной формой приветствия преподавателя, входящего в аудиторию в начале занятий, является вставание студентов.

8. Студент, опоздавший к началу занятий, может быть допущен только при разрешении преподавателя.
Пропуск занятий без уважительной причины не допускается. При отсутствии на занятиях преподаватель, заведующий кафедрой, декан факультета могут потребовать у студента объяснения причин пропуска занятий и выполнения учебного задания за пропущенные занятия.
Студент может получить разрешение декана факультета и заведующего выпускающей кафедры на индивидуальный график обучения, о чем он должен поставить в известность преподавателя в начале семестра.
При отсутствии на занятиях более двух дней студент обязан поставить в известность деканат факультета.
Справки о болезни могут быть получены студентом в поликлинике по месту жительства, но их учет и регистрацию выполняет базовая студенческая поликлиника. По медицинским показаниям и в других исключительных случаях студенту предоставляется академический отпуск.

9. В вузе запрещено создание политических партий и проведение на территории вуза политической деятельности.

10. Студенты могут создавать общественные организации в форме профсоюза, имеющие целью содействия учебе и социальной поддержке студентов. Вхождение в студенческую общественную организацию является добровольным.

11. К военной подготовке студент привлекается только на добровольной основе, путем заключения контракта. Правила, график и содержание военной подготовки определяются распоряжениями Министерства обороны Российской Федерации.
На время обучения студентам очной формы обучения предоставляется отсрочка от призыва в армию. Она сохраняется при переходе в другое учебное заведение и на время академического отпуска.

12. В помещениях и на территории вуза запрещается:

  • нахождение в нетрезвом виде;
  • распитие алкогольных напитков;
  • курение в учебных зданиях и помещениях;
  • распространение и употребление наркотических веществ;
  • осуществление действий, создающих помехи учебному процессу.

13. Нахождение студентов в учебных и служебных корпусах во внеучебное время не разрешается. Вход в учебные корпуса осуществляется только при предъявлении студенческого билета.
Нахождение в учебных корпусах в праздничные и общевыходные дни, в рабочие дни после 22 часов всех лиц допускается только при наличии специального разрешения администрации вуза.

14. Студент имеет право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным процессом.

15. Каникулы студентам предоставляются два раза в год, общей продолжительностью не менее 7 недель, в том числе не менее двух недель зимой.

16. Студенту, не имеющему прописки, предоставляется место в общежитии.
Проживающий в общежитии обязан:

  • соблюдать режим работы корпуса;
  • беречь имущество;
  • поддерживать чистоту;
  • выполнять общественные обязанности по поддержанию порядка и чистоты;
  • выполнять требования администрации по размещению студентов;
  • не создавать помех для обучения и проживания другим.

Права и обязанности проживающих в общежитии регламентируются соответствующими Правилами. С каждым проживающим в общежитии заключается типовой договор.

17. Дополнительное улучшение условий проживания в общежитии может быть предоставлено только на условиях дополнительной оплаты.

18. Студент, отчисленный из вуза или окончивший обучение, должен покинуть общежитие не позже чем через 3 дня. Дальнейшее нахождение в общежитии является нарушением правил, установленных органами министерства внутренних дел.

19. За успехи в учебе, активное участие в научно-исследовательской или общественной работе студенты могут быть поощрены через:

  • объявление благодарности;
  • награждение грамотой, ценным подарком, денежной премией;
  • установление надбавок к стипендии.

Особо отличившимся студентам назначаются именные стипендии.

20. За нарушение правил учебы и поведения студент может быть привлечен к административному наказанию в виде замечания, объявления выговора, снятия со стипендии, выселения из общежития, исключения из вуза. Все виды административных наказаний фиксируются в личном деле студента.

Академический отпуск
Академический отпуск может быть предоставлен по медицинским показаниям или по другим уважительным причинам (семейные обстоятельства, связанные с тяжелой болезнью члена семьи и необходимостью постоянного ухода за ним при отсутствии других членов семьи, могущих сделать это; другие семейные обстоятельства). Вопрос о предоставлении академического отпуска решается в индивидуальном порядке на основании рассмотрения соответствующих документов.
Вопрос о предоставлении академического отпуска по медицинским основаниям решает руководитель вуза на основании заключения ВКК или главного врача лечебно-профилактического учреждения, обслуживающего студентов данного вуза.
Для получения академического отпуска по медицинским показаниям студент должен обратиться к врачу поликлиники вуза. Если студент находится под наблюдением другого медицинского учреждения, он должен представить при этом подробную выписку из истории болезни от этого медицинского учреждения.
Медицинская комиссия выносит заключение о необходимости предоставления больному (беременной) академического отпуска или рекомендации о переводе по состоянию здоровья на другой факультет (в другой вуз). На заседание комиссии в обязательном порядке приглашается представитель деканата факультета, на котором обучается студент.
После заключения о необходимости предоставления академического отпуска лечебно-профилактическое учреждение вуза выдает студенту справку установленного образца. Заключения врачей ведомственных и территориальных лечебных учреждений без визы поликлиники вуза о необходимости предоставления студентам академического отпуска по медицинским показаниям, а также освобождения от физической работы, производственной практики и т. п. являются недействительными.
По истечении срока академического отпуска, предоставленного по медицинским показаниям, студент должен пройти медицинское обследование в поликлинике вуза по заболеванию, явившемуся причиной отпуска.
Повторное обучение студента (академический отпуск) допускается в виде исключения не более двух раз за весь срок пребывания в вузе. Повторное обучение во второй раз разрешается только по медицинским показаниям.

Диплом
Документ об образовании государственного образца, выдаваемый студентам, прошедшим итоговую аттестацию. В нем указывается наименование университета, квалификация, присвоенная выпускнику в определенной области деятельности, а также выдается приложение с перечнем изученных дисциплин и указанием их объемов и оценкой качества усвоения. Оценки по факультативным дисциплинам приводятся по желанию выпускника. Студентам, имеющим оценку «отлично» не менее чем по 75% всех дисциплин учебного плана, а по остальным — оценку «хорошо» и прошедшим итоговую государственную аттестацию с оценкой «отлично», выдается диплом с отличием.

Дополнительная сессия
Дополнительная сессия — это период времени после основной сессии, предоставляемый для повторной сдачи экзаменов или сдачи пропущенных экзаменов. Продолжительность дополнительной сессии, как правило, — одна неделя.
Если студент не сдал в период экзаменационной сессии по неуважительной причине 1- 2 экзамена или получил не более двух неудовлетворительных оценок (студенты, получившие три неудовлетворительных оценки, подлежат отчислению из университета за академическую неуспеваемость), он может сдать эти экзамены во время дополнительной экзаменационной сессии в соответствии с расписанием.
Студент, не сдавший экзамен в дополнительную сессию, подлежит отчислению из университета.
В отдельных случаях декан может в порядке исключения установить студенту, не сдавшему экзамены в дополнительную сессию, индивидуальные сроки (не более месяца) ликвидации академической задолженности.

Допуск к экзаменам
Студенты допускаются к экзаменационной сессии при условии сдачи всех зачетов, предусмотренных учебным планом, выполнения и сдачи расчетно-графических и других работ по дисциплинам, предусмотренным учебным рабочим планом данного семестра.
Результат экзамена проставляется преподавателем в личную зачетную книжку студента и в экзаменационную ведомость.
При наличии уважительных причин декан может допустить до экзаменационной сессии студента, не сдавшего зачеты по дисциплинам, по которым нет экзаменов, с назначением индивидуального срока сдачи этих зачетов.
Студенты, не сдавшие всех или части зачетов в зачетную неделю (или в установленные сроки) и не имеющие уважительных причин для получения индивидуальных сроков их сдачи, подтвержденных своевременно (не позднее последнего дня зачетной недели) документами, к сдаче экзаменов не допускаются и представляются к отчислению.
Если студент, не получивший своевременно зачеты, по каким-либо причинам не представлен к отчислению, он не может быть допущен до сдачи экзаменов, пока не получит установленные зачеты.
В порядке исключения декан может разрешить сдачу экзаменов только по тем дисциплинам, по которым не имеется зачета.
Если студент пропускает экзамен из-за недопуска в связи с отсутствием зачета, ему проставляется по этому предмету оценка «неудовлетворительно». Если студент пропускает таким образом три экзамена, он подлежит отчислению из университета.
Если студент пропускает экзамен по уважительной причине, то в экзаменационной ведомости проставляется «не явился».

Зачет, зачетная неделя
Зачетная неделя проводится после окончания чтения лекций и выполнения практических и лабораторных работ, до начала экзаменационной сессии. В этот период студент должен сдать все установленные зачеты, ликвидировать задолженность по аттестации знаний (контрольные, курсовые работы и другие).
В период зачетной недели преподаватели, как правило, не ведут занятий.
График сдачи зачетов преподаватель устанавливает самостоятельно по согласованию со студенческой группой.
Сдача зачета фиксируется в личной зачетной книжке студента и в ведомости, которая сдается по окончании зачетной недели в деканат.

Нормы учебной нагрузки студента
Допустимый объем нагрузки для студентов установлен в государственных образовательных стандартах. В неделю все виды учебной нагрузки не могут быть больше 54 часов. Это включает все виды занятий и самостоятельную работу студента. Объем обязательных аудиторных занятий студента не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят занятия по физической культуре, дополнительные виды обучения по факультативным дисциплинам.

Отчисление студентов
Студент может быть отчислен из вуза:
— по собственному желанию, в том числе в связи с переводом в другое учебное заведение;
— по состоянию здоровья на основании справки ВКК;
— по инициативе администрации;
— за академическую неуспеваемость;
— за нарушение учебной дисциплины или правил внутреннего распорядка, за поступки, порочащие звание студента.
По личному заявлению отчисляют в случае, когда студент по каким-либо обстоятельствам не хочет или не может продолжать учебу в университете. В этом случае в своем заявлении на имя руководителя вуза он просит отчислить его по личному желанию без указания мотивов.
При отчислении по болезни к заявлению прилагается заключение врачебно-консультационной комиссии при лечебно-профилактическом учреждении, обслуживающем вуз, о том, что студент по медицинским показаниям не может продолжать учебу в университете.
Отчисления по инициативе администрации осуществляются приказом ректора по представлению декана и заведующего кафедрой.
Отчисление студента, обучающегося на платной основе, возможно также в случае неоплаты стоимости обучения в установленные сроки. Если имеются объективные, уважительные причины невозможности оплаты обучения, при наличии бюджетных учебных мест, с учетом успеваемости студента, декан факультета вправе по заявлению студента представить решение ученого совета факультета на утверждение ученого совета университета. В положительном случае договор об оплате обучения с этим студентом расторгается.
При отчислении студента, обучающегося на платной основе, до истечения срока договора расчет оплаты производится с момента заключения до дня издания приказа об отчислении.

Переводы и восстановления студентов
Перевод студентов из одного учебного заведения в другое, а также восстановление в число студентов лиц, ранее отчисленных из высших учебных заведений; производится в период летних и зимних каникул (в пределах контрольных цифр приема).
Определяющим условием восстановления студента или его перевода в вуз из другого учебного заведения является согласие факультета и возможность успешного продолжения обучения, укомплектованность группы (численность группы не должна превышать количества студентов, принятых на 1 курс), наличие жилищных условий и условий для успешного обучения.
Декан факультета в двухнедельный срок рассматривает заявление о переводе или восстановлении и определяет сроки, курс и условия зачисления или указывает причину отказа.
К заявлению о переводе студентом прилагается зачетная книжка или копия учебной карточки студента, а к заявлению о восстановлении — академическая справка.
Сроки ликвидации расхождения в учебных планах, возникшие в связи с переводом или восстановлением студента, не должны превышать одного месяца с начала соответствующего семестра.
Вопросы перевода с факультета на факультет или в другое учебное заведение, а также предоставления академического отпуска рассматриваются при отсутствии академической задолженности.
Перевод студентов из одного высшего учебного заведения в другое по всем формам обучения производится с согласия руководителей обоих учебных заведений. Если перевод студента на другую специальность или в другое учебное заведение противоречит его индивидуальному договору с предприятием, учреждением, организацией, то его ответственность за этот шаг определяется условиями договора.
Студент, желающий перевестись в другой вуз, подает заявление о переводе на имя руководителя вуза, в котором он обучается, и, получив письменное согласие на перевод, обращается к руководителю интересующего его вуза. При положительном решении вопроса студент допускается приказом руководителя вуза к занятиям; и в вуз, где он ранее обучался, направляет запрос на пересылку личного дела студента.
Приказ о зачислении в число студентов вуза издается после получения личного дела студента из вуза, где он ранее обучался.
Право студента на перевод может быть ограничено, если это оговорено в его обязательствах (договоре, контракте и т. п.).
Перевод с компенсационной формы обучения на бюджетную осуществляется при наличии свободных мест по письменному заявлению студента и решению ученого совета принимающего факультета, утвержденного на ученом совете университета.
Решению вопроса о переводе и восстановлении студента предшествует аттестация, имеющая целью установить уровень его готовности к освоению соответствующей программы обучения в установленные сроки.
Аттестация проводится путем изучения документов об образовании, представленных студентом, или собеседования с ним.
При необходимости, по итогам аттестации студенту может быть предложено компенсировать разницу в образовательных программах.
Перевод студентов в другую группу (с одной специальности на другую) осуществляется в индивидуальном порядке.
Для оформления перевода студент пишет заявление на имя руководителя вуза с обязательным указанием причины перевода. На этом заявлении должно быть заключение деканов (декана) с ходатайством о переводе. При этом декан факультета, на который переводится студент, в случае согласия указывает, в какую группу и с какого числа зачисляется студент, будет ли ему выплачиваться стипендия и т. п. После этого заявление передается в учебный отдел.
Перевод студентов, обучающихся без отрыва от производства, на дневную форму обучения допускается после окончания ими первого курса высшего учебного заведения.
Восстановление в число студентов лиц, отчисленных ранее из высших учебных заведений, производится приказом руководителя вуза на все формы обучения независимо от причины отчисления и наличия трудового стажа. При этом не требуется согласия учебного заведения, в котором студент обучался.
При отчислении студента по собственному желанию или по уважительной причине он имеет право на восстановление в вузе в течение 5 лет после отчисления из него с сохранением той основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления, при наличии свободных учебных мест.
Восстановление студента, отчисленного из университета по инициативе администрации за академическую задолженность, нарушение правил внутреннего распорядка, неисполнение обязанностей и по другим неуважительным причинам производится по заявлению студента, поданному на имя ректора, на платной основе.

Повторная сдача экзамена
В период сессии не допускается пересдача экзамена при получении неудовлетворительной оценки. В отдельных случаях при наличии уважительной причины декан может разрешить студенту пересдать один экзамен в период сессии тому же экзаменатору, который принимал экзамен по данной дисциплине в первый раз.
Пересданная в период сессии неудовлетворительная оценка не учитывается в отчетности по итогам экзаменационной сессии (при назначении стипендии учитывается вновь полученная им оценка).
Если студент при пересдаче экзамена в период сессии снова получает неудовлетворительную оценку, он может пересдавать его еще только один раз в период дополнительной сессии или в индивидуально установленный ему срок, но не позже чем через месяц после начала занятий в следующем за сессией семестре.
Если студент в сессию получил неудовлетворительную оценку и в сессию экзамен не пересдавал, то в течение дополнительной сессии ему разрешается пересдача не более чем два раза.
Последняя пересдача производится в комиссии, состоящей из экзаменатора, принимавшего у студента экзамен по этому предмету в сессию, и двух-трех преподавателей той же кафедры, назначаемых заведующим кафедрой.
Студент, пересдававший экзамен по данному предмету дважды и получивший в обоих случаях неудовлетворительные оценки (т.е. кроме двойки, полученной в сессию, студент получил еще две оценки «неудовлетворительно» при пересдаче этого экзамена), подлежит отчислению из вуза за академическую неуспеваемость.
Повторная сдача экзамена с целью повышения положительной оценки разрешается руководителем вуза в исключительном случае по представлению декана.

Посещаемость и пропуски занятий студентами
Студент обязан посещать занятия, включенные в расписание. Факультативные занятия студент посещает по желанию. Уважительные причины пропуска занятий (болезнь, семейные обстоятельства, вызов в военкомат, следственные органы и т. п.) должны быть подтверждены документально.
В случае болезни студент представляет медицинскую справку установленного образца, выданную поликлиникой вуза. Если медицинская справка выдана другим лечебным заведением, студент должен представить ее в поликлинику вуза, где ее обменяют на справку установленного образца.
В отдельных случаях декан или его заместитель могут разрешить студенту, с учетом конкретной ситуации, пропустить определенное число занятий (дней). При этом студенту необходимо написать заявление на имя декана, который должен наложить соответствующую резолюцию и предупредить преподавателя.
Если студент не представит документов, подтверждающих уважительность причины пропуска занятий, то независимо от его объяснений причина пропусков считается неуважительной.
За пропуски занятий без уважительных причин студент может быть наказан в административном порядке вплоть до отчисления из университета.
В исключительных случаях студенту может быть установлен индивидуальный график обучения на основании его заявления. О своем обучении по индивидуальному графику студент должен в начале семестра поставить в известность преподавателей соответствующих дисциплин и согласовать с ними форму и сроки аттестации.
Заявление с просьбой перейти на индивидуальный график обучения студент пишет на имя декана в первую неделю семестра. Заявление с резолюцией декана хранится в личном деле студента в деканате.

Продление или перенос сроков сессии (отдельных экзаменов)
Если студент не смог сдать один или несколько экзаменов в период экзаменационной сессии по уважительным причинам, подтвержденным документально, декан устанавливает ему индивидуальные сроки сдачи экзаменов. Отсрочка окончания экзаменационной сессии оформляется указанием по факультету, в котором должны быть отражены: а) конкретные сроки сдачи каждого экзамена (в этом случае дата сдачи последнего экзамена является датой окончания экзаменационной сессии); б) последний срок сдачи экзаменов (в этом случае студент самостоятельно по согласованию с преподавателями определяет даты сдачи отдельных экзаменов). При явке на экзамен или для сдачи зачета студент обязан иметь зачетную книжку, которая сдается до начала аттестации преподавателю. Если экзамен или зачет сдаются индивидуально, то студент обязан заблаговременно получить в деканате экзаменационный лист. Результат оценки знаний студента проставляется в экзаменационную ведомость или экзаменационный лист, которые сдаются в деканат преподавателем. Если студент не явился на экзамен по неуважительной причине или получил на этом экзамене неудовлетворительную оценку, он может повторно сдавать этот экзамен только один раз (неиспользованный экзаменационный лист сдается студентом в деканат). Разрешение конфликта с преподавателем по поводу требовании к учебной деятельности студента При возникновении конфликтной ситуации, связанной с требованиями к учебной деятельности студента со стороны преподавателя, ведущего занятия, студент вправе обратиться за разъяснениями к заведующему кафедрой, в деканат своего факультета, к декану факультета, начальнику учебного отдела, начальнику учебно-методического управления.

Староста группы
Староста группы подчиняется непосредственно декану факультета. В функции старосты входит:
а) учет посещения каждым студентом всех видов учебных занятий в групповом журнале (журнал хранится на факультете и ежедневно перед началом занятий выдается старосте);
б) наблюдение за состоянием учебной дисциплины в группе на лекциях, семинарах и практических занятиях, а также за сохранностью учебного оборудования и инвентаря;
в) своевременная организация получения и распределения среди студентов учебников и учебных пособий, стипендии;
г) извещение студентов об изменениях, внесенных в расписание деканатом;
д) назначение дежурного по группе.
Распоряжения старосты в пределах указанных функций обязательны для всех студентов группы.

Студенческая группа
Студенты объединяются в студенческие группы. Коллектив группы вправе:
избирать старосту, принимать решение об освобождении его от обязанностей и обращаться в деканат с предложением об утверждении принятого собранием группы решения;
вносить предложения и делать запросы в органы администрации университета по всем вопросам жизнедеятельности группы;
выдвигать кандидатов на присвоение именных стипендий;
ходатайствовать перед стипендиальной комиссией о назначении стипендий членам учебной группы;
представлять в деканат предложения о поощрении и наказании студентов группы;
вносить предложения в студенческий совет общежития о поселении и размещении членов группы в комнатах и корпусах.

Студенческий билет
Выдается каждому студенту при зачислении его в вуз на все время обучения. В случае утери билета на студента налагается дисциплинарное взыскание и ему выдается новый билет (с пометкой «Дубликат»). Студенческий билет является документом, удостоверяющим личность студента, и не может быть передан другому лицу для приобретения льготных проездных билетов на всех видах транспорта. Нарушившие это положение подлежат наказанию в административном порядке, вплоть до исключения. В конце учебного года через старосту необходимо сдавать студенческие билеты секретарю деканата для продления срока его действия.

Экзаменационная сессия
Экзаменационная сессия является завершающим календарным периодом учебного семестра. В течение сессии студент должен сдать экзамены, вынесенные на сессию. Число экзаменов не может превышать пяти. Для подготовки к каждому экзамену должно быть выделено не менее трех дней.

7.00 Подъем
7.00 — 7.30 Утренний туалет, зарядка, завтрак

Учебные занятия
1 смена
I пара 8.30 — 10.00
II пара 10.15 — 11.45
III пара 12.15 — 13.45

2 смена
IV пара 13.55 — 15.25
V пара 15.35 — 17.05
VI пара 17.15 — 18.45

19.00 — 23.00 Отдых. Личное время
23.00 — 7.00 Сон

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ