Лермонтовский бал-маскарад

Лермонтовский бал-маскарад

3124
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Автор методической разработки коллективного творческого проекта МОБУ СОШ № 17, сценария праздника «Лермонтовский бал-маскарад в стиле 19 века» и отчётной статьи на сайте ГУО – Ирина Васильевна Егорова, учитель русского языка и литературы высшей категории, обладатель Гранта ПНПО «Лучшие учителя России 2007 года», Почётный работник общего образования РФ.

Новый рисунок 

Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь.

 

ВМЕСТЕ   УЧИТЬСЯ

не только легче и интереснее,

но и значительно эффективнее!

 

Основания для разработки творческого проекта литературно-музыкального праздника «Лермонтовский бал-маскарад»:

  1. УказПрезидента Российской Федерации В.В.Путина «О проведении в Российской Федерации Года литературы» от 106.2014 г.
  2. УказПрезидента Российской Федерации Д.А. Медведева «О праздновании 200летия со дня рождения М.Ю.Лермонтова» от 05.2011 г.
  3. ФГОС. Компетенции: ключевые, общепредметные, предметные.

Новый рисунок (1)

Цель проекта — осуществление комплексного подхода к образованию и воспитанию детей в духе ФГОС и патриотизма.

Задачи проекта

  • Создать условия для творческого восприятия художественной литературы.
  • Приобщить к отечественной истории и дворянской культуре 19 века.
  • Формировать УУД и социальные компетенции для дальнейшей жизни.

 

Проблема: отсутствие опыта проведения крупномасштабных мероприятий в формате бала в стиле 19 века.

Проектная технология обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок; реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов; проект может быть реализован в рамках совместной деятельности.

 

По срокам проведения: ноябрь 2014 – март 2015.

Участники проекта: учителя, учащиеся и родители 9-11 классов.

 

Вид проекта:

  • По доминирующему виду деятельности: творческий, ролево-игровой, практико-ориентированный (прикладной).
  • По признаку предметно-содержательной области: межпредметный информационно-творческий.
  • По характеру контактов: внутришкольный (с приглашением учащихся Якутского хореографического училища)
  • По количеству участников: коллективный-групповой-индивидуальный.
  • По результатам: крупномасштабное внеклассное образовательно-воспитательное тематико-патриотическое мероприятие.

 

Подготовительный этап:

разработать сценарий литературно-музыкального праздника (автор методической разработки И.В. Егорова, учитель русской литературы и МХК);

— обеспечить общее руководство, реализацию общешкольного проекта и его освещение в СМИ (заместители директора О.И. Борисова и Л.Ю. Степанова);

— подготовить тематические выступления для литературного отделения Бала (руководитель МО гуманитарного цикла Н.М. Моисеева и учителя-русисты);

— подготовить тематические выступления  для музыкального отделения Бала (учитель музыки Н.Я. Яковлева);

— обучить коллективным танцам бала в стиле 19 века (хореографы дополнительного образования);

— консультировать по вопросам материальной и нематериальной культуры 19 века (учителя истории, МХК, технологии);

— обеспечить массовость, активное участие, творческий подход, исполнительскую дисциплину учащихся и родителей (классные руководители).

 

 

«И    грянул   Бал!»

 

Долгожданный «час Х» настал 24 марта 2015 года. Зал Государственного театра оперы и балета им. Суоруна Омоллоона гостеприимно распахнул двери для многочисленных зрителей, которые быстро заполнили все 646 мест главного зала республики. Несмотря на начало трудовой недели, многие родители нашли возможность разделить со своими детьми праздник жизни. Почтили присутствием ветераны школы – Лидия Николаевна Максимова и Капитолина Григорьевна Перегудова…

«Театр начинается с вешалки»: гостей праздника у входа приветливо встречали учащиеся-распорядители 8-А класса (руководитель Святослав Андреевич Софронеев). В фойе музицировали барышни Алёна Данилова (9-А) и Сонечка Никифорова (5-Б)…

 

После третьего звонка тяжёлые портьеры медленно разошлись — в зал полились чарующие звуки вальса, и на сцену выпорхнули танцоры:

Новый рисунок (2)

 

 

«Первый бал Наташи Ростовой» — прекрасная прелюдия праздника (Зинаида Николаевна Попова – заместитель директора Якутского хореографического колледжа).

 Новый рисунок (3)

 

Фанфары возвестили о парадном выходе творцов праздника – администрации, словесников и классных дам 9-11 классов.

Новый рисунок (4)

Хозяйка бала – директор МОБУ СОШ № 17 Лена Петровна Афонская – торжественно открыла праздник, посвящённый Году литературы и 200-летию Михаила Юрьевича Лермонтова.

Идеяпреклониться перед истинным ПАТРИОТИЗМОМ великого русского поэта.

 Концепция: тематический  БАЛ-МАСКАРАД с элементами исторической реконструкции в стиле 19 века.

 

Москва! Москва!

Люблю тебя как сын!

Как   РУССКИЙ!

Сильно! Пламенно! И   нежно! 

 

  • Танцевальное отделение Бала. Уменье танцевать в 19 веке считалось очень важным достоинством для молодых людей. Могло нести успех не только на паркете, но и в карьере. А для девушки уменье танцевать — жизненно необходимо! Ведь появление на балу – это её светский дебют и, как правило, знакомство с женихом…

 

И вот оно — НАЧАЛО бала,

Когда сквозь времени прорез,

Колонна пар затрепетала,

С балкона грянул ПОЛОНЕЗ!

 

По традиции, заведённой Петром I, бал начался с торжественного и чинного церемониального танца. Ни один танец не требует такой строгости осанки, горделивости и собранности.

Новый рисунок (5)

 

Как прекрасно смотрелись коллективы 9 классов (С.Д. Сивцева, А.А. Левина, М.Н. Степанова, Л.Г. Макарова) в этом торжественном шествии!

Новый рисунок (6)

Лучшая полонез-пара: Татьяна Егорова и Александр Находкин (9-А класс)

Во время шествия под торжественно-фанфарную музыку танцоры показывают себя, светскость манер и благородство.

От танца к танцу по невидимой дороге,

От кринолинов и корсетов — до шелков,

Скользим сквозь время, сквозь великую  эпоху, 
Где танцы появлялись вновь и вновь.

 Второй танец бала – ПАДЕГРАС – представили учащиеся 10 классов (Н.Е. Макарова и  М.М. Попова). Для этого французского танца характерно чередование мягких шагов с приседаниями.

Новый рисунок (7)

 

Зал бурными аплодисментами благодарил старательных танцоров за грацию и изящество!

Новый рисунок (8)

 

Лучшая падеграс-пара: Алина Бураева и Вячеслав Ушницкий (10-А класс)

 Третий программный танец ВАЛЬС – предвестник грядущего выпускного бала – с удовольствием исполнили 11 классы (О.И. Борисова, И.К. Беляева, А.В. Чирикова).

Новый рисунок (9)

 

Танцмейстеры бала — Лия Петровна Дмитриева

и Афанасий Дмитриевич Афанасьев.

 

Среди великого множества прекрасных вальсов мы остановили свой выбор на произведении Арама Хачатуряна по трём важным причинам. Первая – тематическое соответствие: вальс Хачатуряна написан специально к балету «Маскарад» по драме Лермонтова. Вторая – чувство патриотизма: 8 февраля 2014 года ЮНЕСКО внесла рукописи российского композитора в реестр всемирного документального наследия «Память МИРА». Тем самым международные эксперты поставили имя нашего соотечественника в один ряд с именами таких великих композиторов, как Бетховен, Брамс и Шопен.

Новый рисунок (10)

 

Третья причина – национальная гордость: 21 ноября 2014 года на сцене ГТОиБ РС (Я) им. Суоруна Омоллоона состоялась премьера всемирно известного балета «Спартак» —  постановка легендарного хореографа Юрия Григоровича на музыку Арама Хачатуряна.

 

  • Литературное отделение Бала оценивало представительное жюри — филологи и журналисты. Эксперты дали высокую оценку литературному содержанию праздника и работе словесников школы; подчеркнули возросшую роль русского языка и литературы в современном мире и актуальность интеграции национальных культур.

 

На отборочном туре в ходе подготовки к празднику право выступить на главной сцене республики получили шесть лучших номеров, исполнители которых и стали настоящими ГЕРОЯМИ Лермонтовского бала.

Новый рисунок (11)

 

Групповая номинация: «Концептуальное соответствие идее Лермонтовского бала» — 11а класс: литературно-музыкальная композиция «Люблю Россию Я…» (словесник Саргылаана Дмитриевна Сивцева — руководитель Оксана Ивановна Борисова). Строгая, выдержанная в графических тонах экспозиция исполнителей. Поставленные голоса. Безупречная декламация. Патриотические стихотворения поэта.

Новый рисунок (12)

 

Групповая номинация Лермонтовского бала: «Лучшая маскарад-интерпретация литературного произведения» — 11в класс: сценка «Черкесская свадьба» по главе «Бела» из романа «Герой нашего времени» (словесник Марианна Ивановна Кусатова — руководитель Инга Кононовна Беляева).

Новый рисунок (13)

 

Этническая костюмированная постановка гармонично объединила разножанровые виды искусства: танцы, песни и диалог персонажей. Продуманный подход к историко-бытовому и литературному материалу, красочность костюмов и артистизм.

Новый рисунок (14)

 

Групповая номинация Лермонтовского бала: «Интеграция якутской и русской культуры» — 8д класс: оригинальная постановка «Бой с барсом» по романтической поэме «Мцыри» (словесник Ирина Васильевна Егорова — руководитель Ирина Егоровна Тарабукина). Сложный синтез пластических и поэтических возможностей юношей-боотуров. Исполнители завоевали симпатии зрителей — зал поддержал ритм схватки, заданный юными актёрами (Василий Шадринов, Эрсан Троев, Иван Турантаев, Никифор Егоров, Афанасий Муксунов).

Новый рисунок (15)

 

Персональная номинация Лермонтовского бала: «ГЕРОЙ 2015 года» — ученик 11г класса  Анатолий Барашков (словесник Марианна Ивановна Кусатова — руководитель Анастасия Валерьевна Чирикова). Проникновенно прозвучал монолог «Исповедь Печорина» из первого в истории русской литературы социально-психологического романа «Герой нашего времени».

Новый рисунок (16)

 

Персональная номинация Лермонтовского бала: «Невольник ЧЕСТИ» — ученик 11в класса  Сергей Михайлов (словесник Марианна Ивановна Кусатова — руководитель  Инга Кононовна Беляева). Превосходное исполнение знакового стихотворения «На смерть поэта».

Новый рисунок (17)

 

Персональная номинация Лермонтовского бала: «Лучшее исполнение РОМАНСА»ученик 11г класса  Евгений Неустроев (словесник Марианна Ивановна Кусатова — руководитель Анастасия Валерьевна Чирикова). Прекрасное пение и игра на гитаре. Романс «Ты идёшь на поле битвы…»

Новый рисунок (18)

 

Коллективная номинация Лермонтовского бала: «МЫ клятву верности сдержали!» — сводный хор юношей 9 классов (словесник Нина Михайловна Моисеева —  учитель музыки Надежда Яковлевна Макарова). Многочисленный состав. Сложная вокальная партитура. Патриотический пафос.

 

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова — одна из вершин русской и мировой литературы. О чём бы ни писал поэт — о далёком прошлом или современности, природе или любви — его идеи и образы всегда насыщены чувством ПАТРИОТИЗМА и вольнолюбия.

 

Твой стих, как божий дух, носился над толпой,
И отзыв мыслей благородных

Звучал, как КОЛОКОЛ на башне вечевой, 
Во дни торжеств и бед народных…

 

Как стремителен времени бег! Сотни лет отделяют нас от эпохи Лермонтова. Но мы вновь и вновь обращаемся к его героям, их чувствам и мыслям —  ищем и находим в них близкое нам —  детям бурного 21 века.

Новый рисунок (19)

Автор проекта с любимыми учениками.

 

 

  • Развлекательное отделение «Игры Терпсихоры» Ни один бал не обходится без игр и танцевальных развлечений. Затейники и танцмейстеры подготовили весёлые конкурсы и специальную бальную валюту – «конфетти радости»…

 

… Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам  обдуманный  наряд… 

В чаду веселий городских,

На лёгких играх Терпсихоры,

Уж к вам красавиц молодых

Летят задумчивые взоры…

 

Есть танцы, судьба которых удивительна. Игру-танец «Цепочка» ещё в начале 18 века любил устраивать на своих ассамблеях Пётр I. Она пришла в Россию из Европы с названием «каттен» и через годы и расстояния, меняя названия, весело дошла до наших дней. Самый старинный, популярный и интернациональный танец бала  — в наши дни называется «Летка-енка». Ему не одна сотня лет, но выглядят он прекрасно, современно и имеет массу поклонников. В этом убедили участников танцмейстеры  Леткина и Енкина (Лия Петровна Дмитриева — Алёна Данилова), аниматоры Стойкин, Рейкин и Ленточкина (Никита Фомин, Руслан Евлоев, Алёна Данилова – руководитель 9а класса Саргылаана Дмитриевна Сивцева).

 

Другой весёлый и несложный танец, который можно выучить прямо на балу, чтобы  познакомить всех участников, называется «Вальс ДРУЖБЫ» (активисты среднего звена — организатор детского движения Изольда Николаевна Егорова и педагог дополнительного образования Лия Петровна Дмитриева).

 

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный,

Четы мелькают за четой…

 

Завершилось всеобщее веселье игрой-танцем «Ручеёк», в котором приняли участие и дети, и взрослые!  Давно прошла эпоха пышных балов и маскарадов, но вновь и вновь мы в своих мечтах возвращаемся в те давние времена кринолина и шёлка, фигур, затянутых в корсеты, шуршания вееров, звона шпор и сабель…

 

Номинацию «ЗВЕЗДА Лермонтовского бала-маскарада 2015 года» заслужили ведущие отделений Бала:

Святослав Андреевич Софронеев – учитель истории и обществознания

Татьяна Еремеева – ученица 11-А класса

Пётр Егоров – ученик 11-В класса

Ксения Моцная – ученица 10-А класса

Айсен Сафронеев – ученик 10-А класса

Татьяна Егорова – ученица 9-А класса

Айтал Попов – ученик 9-В класса.

 

 

  • Заключительное отделение Бала. Через всю жизнь, со школьной скамьи, проносим мы в душе образ Поэта гениального, рано погибшего, бессмертного и навсегда молодого! Лермонтов стоит в ряду величайших писателей, составляющих гордость национальной РУССКОЙ культуры и достояние культуры МИРОВОЙ.

 

В торжественной обстановке Хозяйка бала и заместитель директора по ВР Оксана Ивановна Борисова выразили БЛАГОДАРНОСТЬ партнёрам по реализации крупномасштабного творческого проекта в духе ФГОС нового поколения  –  осуществить комплексный подход к ВОСПИТАНИЮ юношества в духе ПАТРИОТИЗМА и приобщения к отечественной ИСТОРИИ и КУЛЬТУРЕ.

Новый рисунок (20)

 

  1. Благодарственное письмо администрации Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) имени Суоруна Омоллоона — директору Сергею Августовичу Сюльскому, заведующему PR-службой Валерию Филипповичу Шадрину, администратору Ие Анатольевне Васильевой.
  2. Благодарственное письмо администрации ГБПОУ РС(Я) Якутского хореографического колледжа имени Аксиньи и Натальи Посельских — директору Ирине Александровне Пак, художественному руководителю постановки «Бал Наташи Ростовой» Зинаиде Николаевне Поповой, заместителю директора по ВР Оксане Ивановне Абрамовой.
  3. Благодарственное письмо экспертам-филологам СВФУ им М.К. Аммосова, кандидатам педагогических наук, доцентам кафедры методики преподавания русского языка и литературы Лене Январичне Кузьминой и Ольге Марковне Шац.
  4. Благодарственное письмо постановщику танцев бала Афанасию Дмитриевичу Афанасьеву – заслуженному артисту и члену союза театральных деятелей России.
  5. Благодарственное письмо постановщику театрализованного представления бала Фёкле Петровне Колесовой – режиссёру Саха-цирка.

 

На школьной линейке — после тщательного обсуждения итогов проекта — пройдёт награждение по 10 номинациям для классных руководителей:

 

  • «ЗВЁЗДНЫЙ КЛАСС (1, 2, 3 величины) бала-маскарада 2015 года».
  • «Гранд-ДАМА (1,2,3 степени) бала-маскарада 2015 года»

 

Из каждого класса по представлению руководителей:

  • «Лучший ЗАТЕЙНИК бала» (аниматоры)
  • «Лучшая МАСКА бала» (костюм)
  • «Первая КРАСАВИЦА бала» (имидж барышни)
  • «Первый КАВАЛЕР бала» (имидж молодого человека)
  • «ДУША бала» (девушка-активист)
  • «ГЕРОЙ бала» (юноша-активист)
  • «БЕЛОШВЕЙКА бала» (самостоятельный дизайн и пошив костюма девушки)
  • «ДЕНДИ бала» (самостоятельный дизайн и пошив костюма юноши)

 

С Лермонтова в русской КУЛЬТУРЕ начинается ТРАДИЦИЯ превращения жизни в книгу, подлинное осуществление романтического принципа:

 

«Живи, как пишешь, и пиши, как живёшь!»

Новый рисунок (21)

 

Философ Даниил Леонидович Андреев утверждал, что Лермонтов был «русским художественным гением и русским вестником» небывалого масштаба! Такие поэты рождаются только раз, чтобы стать вечной звездой для ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Лермонтов всю жизнь жаждал ПОДВИГА, стремился к СОВЕРШЕНСТВУ:

 

Мне нужно действовать,

 

Я каждый день бессмертным  сделать бы желал!

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ