Экспертиза Образовательной программы Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 17» (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа «город Якутск»
Цель экспертизы Образовательной программы МОБУ СОШ №17 -определения соответствия проекта образовательной программы МОБУ СОШ №17 Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и федеральным государственным образовательным стандартам начального общего, основного общего, среднего общего образования.
В соответствии со ст.12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ именно образовательные программы определяют содержание образования в общеобразовательном учреждении.
Согласно требованиям Стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования образовательная программа должна конкретизировать:
- Структуру основных образовательных программа;
- Условия реализации основных образовательных программа;
- Результаты освоения основных образовательных программа.
Федеральные государственные стандарты общего образования были разработаны по каждому уровню общего образования отдельно и до вступления в силу №273-ФЗ.
ФГОС начального общего образования – приказ Минобра и науки РФ от 06.10.2009 г. №373;
ФГОС основного общего образования — приказ Минобра и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
ФГОС среднего общего образования — приказ Минобра и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413.
- Соответственно сегодня действующие стандарты имеют расхождение с №273-ФЗ в части требований к структуре разработки образовательных программ и в части используемых понятий.
При разработке Образовательной программы МОБУ СОШ №17 необходимо привести в соответствие все понятия, которые сегодня претерпели изменения по новому закону ст.2 №273-ФЗ, а именно: ступень — уровень образования, среднее общее образование и др. Предлагаю, согласно п.2 ч.1 ст. 33 273 ФЗ четко разграничить понятие «обучающийся», которое является собирательным понятием и в зависимости от уровня получаемого образования подразделяется, в т.ч. «учащиеся» — лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- Важно обратить внимание на точное соответствие названия всех законов и подзаконных актов сфере образования и др. Не менее важным является использование в работе и ссылка только на действующие законы и подзаконные акты.
- В представленной редакции ОП МОБУ СОШ №17 написано на стр. 1 Федеральный закон «Об образовании» с учётом изменений, внесённых Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, вступивших в силу с 1 января 2005 года и от 21.07.2007 N 194-Ф3, вступивших в силу с 1 сентября 2007 года. Должен быть указан только Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №ФЗ-273.
- «Концепция Федеральной целевой программы развития образования до 2010г.» от 03.10.2005; Сегодня действует ФЦП «Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы от 22.11.2012 г. № 2148-р.
- «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации» 09.12.2004 г. (протокол № 47, раздел I); Необходимо удалить эту ссылку из ОП МОБУ СОШ №17.
- Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа», (Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г.). Неверная ссылка на документ. Правильно утверждено 04.02.2010 г. Пр-271.
- План действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы; Не понятно.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС); Почему только один Стандарт?
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России — М.: Просвещение, 2009; При использовании
- Фундаментальное ядро содержания общего образования — М.: Просвещение, 2009;
- Асмолов А.Г., Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли
- Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях различного вида (СанПин 2.4.2.1178-02). Не действующая редакция, документ отменен. Сегодня СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 г.
- И т.д. по всему тексту ОП МОБУ СОШ №17.
- Поскольку на уровне определения Стандарт – это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня, то соответственно Образовательная программа МОБУ СОШ №17 (далее — ОП МОБУ СОШ №17) должна состоять из трех основных образовательных программ: начального общего, основного общего и среднего общего образования.
- Действующий Стандарт значительно увеличивает объем ОП, так как требует описания программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации учащихся, описания полной системы условий реализации ООП, в том числе финансовых условий (расчеты норматива затрат на оказание муниципальной услуги).
- Согласно п.9 ст.2 273-ФЗ «Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогические условия (учебные планы, календарный учебный график, рабочие программы учебных курсов, дисциплин, модулей) и комплекс форм аттестации (оценочные и методические материалы).
- Пояснительная записка в редакции, представленной ОП МОБУ СО №17, не раскрывает принципы и подходы формирования ОП на уровне МОБУ СОШ №17, в разделе «Адресность ОП» описываются модели выпускника и др.
- В комплексе основных характеристик образования МОБУ СОШ №17 отсутствуют разъяснения по объему содержания образования и по содержанию как таковому. Какой объем составляет обязательная часть ОП, какой объем формируется МОБУ СОШ №17.
- ОП МОБУ СОШ №17 должна учитывать вид образовательного учреждения с углубленным изучением отдельных предметов и раскрыть содержание этого углубления уже в Пояснительной записке основного общего образования и среднего общего образования.
- Стандарт каждого уровня установил требования к результатам учащихся, освоившим образовательную программу. Это личностные, метапредметные и предметные результаты. В представленной редакции ОП МОБУ СОШ №17 очень сложно выделить описание этих требований по каждому уровню общего образования МОБУ СОШ №17.
- Самым важным комплексом ОП МОБУ СОШ №17 должен стать комплекс организационно-педагогических условий, который содержит учебные планы, рабочие программы учебных предметов, которые обеспечивают вариативность образования МОБУ СОШ №17. Образовательные стандарты не содержат учебные планы с количеством часов, конкретное содержание образования по уровням. Поэтому ОП МОБУ СОШ №17 должна содержать все комплексы, в том числе учебные планы, рабочие программы каждого уровня и особенно разработанный самостоятельно МОБУ СОШ №17 комплекс форм аттестации (оценочные и методические материалы). При разработке ОП МОБУ СОШ №17 необходимо делать ссылку на локальные нормативные акты МОБУ СОШ №17.
- Стр.18, стр.23 в редакции МОБУ СОШ №17 формы организации учебного процесса должны быть представлены полным описанием со ссылкой на локальный нормативный акт МОБУ СОШ №17:
ü Классно-урочная система
ü Учащиеся 7-9-х классов работают в режиме шестидневной учебной недели. Из них 5-е, 6-е, 7б, 7в, 8-е классы в режиме пятидневной учебной недели.
ü Уроки начинаются в 8.00ч.
ü Продолжительность одного урока 45 минут
ü Учебный год делится на четверти
ü Наполняемость классов 25 человек
ü Деление на 2 группы при изучении иностранного языка и информатики, физической культуры, а также русского языка для учащихся по БУП РС (Я).
«Формы организации учебного процесса
ü учащиеся 10 – 11-х классов работают в режиме шестидневной учебной недели
ü продолжительность учебной недели не превышает в 10а, 10б и 11а классах – 37 часов в неделю, в 10 г, 10д, 11в классах – 43 часа в неделю.
ü занятия начинаются в 8 часов.
ü продолжительность занятий 45 минут
ü учебный год делится на четверти.
ü средняя наполняемость классов 25 человек
ü деление на 2 группы при изучении иностранного языка и информатики, физической культуры.
Требуется доработка и ссылка на локальный акт МОБУ СОШ №17.
- К локальным нормативным актам, которые регулируют не только отношения между участниками образовательного процесса, но и прописывают порядок, механизм реализации образовательных программ относятся:
- Положение о языках образования в МОБУ СОШ №17;
- Положение о формах аттестации, в т.ч. промежуточном и текущем контроле успеваемости учащихся;
- Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану и др.
- При описании программы раздела «Сочетание основного и дополнительного образования» необходимо обратить внимание на важность качественного составления программы духовно-нравственного развития учащихся.
- Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программыначального общего образования
Этот комплекс должен стать уникальным и отражать разработанную систему оценки в МОБУ СОШ №17.
Заключение: Представленный проект Образовательной программы МОБУ СОШ №17 требует основательной доработки и приведения в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.
Эксперт ИП Григорьева А.П.
18.04.2014 г.