Экспертиза Образовательной программы

Экспертиза Образовательной программы

Экспертиза  Образовательной  программы  Муниципального  общеобразовательного  бюджетного учреждения

 «Средняя  общеобразовательная школа № 17» (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа «город Якутск»

 

Цель  экспертизы   Образовательной программы МОБУ СОШ №17  -определения соответствия проекта  образовательной программы МОБУ СОШ №17  Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ  и    федеральным государственным  образовательным стандартам начального общего, основного общего, среднего  общего  образования.

В соответствии со ст.12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ именно образовательные программы определяют содержание образования в  общеобразовательном  учреждении.

Согласно требованиям Стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования образовательная программа должна конкретизировать:

  1. Структуру основных образовательных программа;
  2. Условия реализации основных образовательных программа;
  3. Результаты освоения основных образовательных программа.

Федеральные государственные стандарты  общего образования были разработаны по каждому уровню общего образования отдельно и до вступления в силу №273-ФЗ.

ФГОС начального  общего образования – приказ Минобра и науки РФ от 06.10.2009 г. №373;

ФГОС основного общего образования — приказ Минобра и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;

ФГОС среднего общего образования — приказ Минобра и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413.

  1. Соответственно  сегодня действующие   стандарты имеют  расхождение с №273-ФЗ в части  требований к структуре  разработки  образовательных программ и в части используемых понятий.

При разработке Образовательной программы МОБУ СОШ №17 необходимо  привести в соответствие все понятия, которые сегодня претерпели изменения по новому закону ст.2 №273-ФЗ, а именно: ступень — уровень образования,  среднее общее образование и др.  Предлагаю, согласно п.2 ч.1 ст. 33 273 ФЗ  четко разграничить  понятие «обучающийся», которое является собирательным понятием и в зависимости от уровня получаемого образования  подразделяется, в т.ч. «учащиеся» — лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.

  • Важно обратить внимание на точное соответствие названия всех законов и подзаконных актов  сфере образования  и др. Не менее важным является использование в работе и ссылка только на действующие  законы и подзаконные акты.
  • В представленной  редакции ОП МОБУ СОШ №17 написано на стр. 1 Федеральный закон «Об образовании» с учётом изменений, внесённых Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, вступивших в силу с 1 января 2005 года и от 21.07.2007 N 194-Ф3, вступивших в силу с 1 сентября 2007 года.  Должен быть указан только Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №ФЗ-273.
  •  «Концепция Федеральной целевой программы развития образования до 2010г.» от 03.10.2005;  Сегодня действует  ФЦП «Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы от 22.11.2012 г. № 2148-р.
  •  «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации» 09.12.2004 г. (протокол № 47, раздел I); Необходимо удалить  эту ссылку из ОП МОБУ СОШ №17.
  • Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа», (Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г.). Неверная ссылка на документ. Правильно  утверждено 04.02.2010 г. Пр-271.
  • План действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы; Не понятно.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС); Почему только один Стандарт?
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России — М.: Просвещение, 2009; При использовании
  • Фундаментальное ядро содержания общего образования — М.: Просвещение, 2009;
  • Асмолов А.Г., Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли
  • Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях различного вида (СанПин 2.4.2.1178-02). Не действующая редакция, документ отменен. Сегодня СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 г.
  • И т.д. по всему тексту ОП МОБУ СОШ №17.

 

  1. Поскольку на уровне определения  Стандарт – это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня, то соответственно  Образовательная программа МОБУ СОШ №17 (далее —  ОП МОБУ СОШ №17) должна состоять из трех  основных  образовательных программ: начального  общего, основного общего и среднего  общего образования.
  2. Действующий Стандарт  значительно увеличивает  объем ОП, так как требует описания программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации учащихся, описания полной системы условий реализации ООП, в том числе финансовых условий (расчеты норматива затрат на оказание муниципальной услуги).
  3. Согласно п.9 ст.2 273-ФЗ  «Образовательная программа – комплекс основных характеристик  образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогические условия (учебные планы, календарный учебный график, рабочие программы учебных курсов, дисциплин, модулей)  и комплекс  форм аттестации  (оценочные и методические материалы).
  4. Пояснительная записка в редакции, представленной ОП МОБУ СО №17,  не раскрывает принципы и подходы формирования ОП на уровне МОБУ СОШ №17, в разделе «Адресность ОП» описываются  модели выпускника и др.
  5. В комплексе основных характеристик  образования МОБУ СОШ №17 отсутствуют разъяснения по объему  содержания образования и по содержанию как таковому. Какой объем составляет обязательная часть ОП, какой объем формируется МОБУ СОШ №17.
  6. ОП МОБУ СОШ №17 должна учитывать вид образовательного учреждения с углубленным изучением отдельных предметов и раскрыть содержание этого углубления уже в Пояснительной записке  основного общего образования и среднего  общего образования.
  7. Стандарт  каждого уровня установил требования к результатам учащихся, освоившим  образовательную программу.  Это личностные, метапредметные и предметные результаты.  В представленной редакции ОП МОБУ СОШ №17 очень сложно  выделить описание  этих требований  по каждому уровню  общего образования МОБУ СОШ №17.
  8. Самым  важным комплексом ОП МОБУ СОШ №17 должен стать комплекс организационно-педагогических  условий, который содержит учебные планы, рабочие программы учебных предметов, которые обеспечивают вариативность  образования МОБУ СОШ №17. Образовательные стандарты не содержат учебные планы с количеством часов, конкретное содержание образования по уровням. Поэтому  ОП МОБУ СОШ №17 должна содержать все комплексы, в том числе учебные планы, рабочие программы каждого уровня и особенно разработанный самостоятельно МОБУ СОШ №17 комплекс форм аттестации (оценочные и методические материалы).  При разработке ОП МОБУ СОШ №17 необходимо  делать ссылку на локальные нормативные акты МОБУ СОШ №17.
  1. Стр.18, стр.23  в редакции МОБУ СОШ №17 формы организации учебного процесса должны быть  представлены полным  описанием со ссылкой на локальный нормативный акт МОБУ СОШ №17:

ü    Классно-урочная система

ü    Учащиеся 7-9-х классов работают в режиме шестидневной учебной недели. Из них 5-е, 6-е, 7б, 7в, 8-е классы в режиме пятидневной учебной недели.

ü    Уроки начинаются в 8.00ч.

ü    Продолжительность одного урока   45 минут

ü    Учебный год делится на четверти

ü    Наполняемость классов 25 человек

ü    Деление на 2 группы при изучении иностранного языка и информатики, физической культуры,  а также русского языка для учащихся по БУП РС (Я).

«Формы организации учебного процесса

ü    учащиеся 10 – 11-х классов работают в режиме шестидневной учебной недели

ü    продолжительность учебной недели не превышает в 10а, 10б и 11а классах – 37 часов в неделю, в 10 г, 10д, 11в классах – 43 часа в неделю.

ü    занятия начинаются в 8 часов.

ü    продолжительность занятий 45 минут

ü    учебный год делится на четверти.

ü    средняя наполняемость классов 25 человек

ü    деление на 2 группы при изучении иностранного языка и информатики, физической культуры.

 

Требуется доработка и ссылка на локальный акт МОБУ СОШ №17.

 

  1.  К   локальным нормативным актам, которые регулируют не только отношения между участниками образовательного процесса, но и прописывают порядок, механизм  реализации образовательных программ относятся:
  • Положение о языках образования в МОБУ СОШ №17;
  • Положение о формах аттестации, в т.ч. промежуточном и текущем контроле успеваемости  учащихся;
  • Положение о порядке  обучения по индивидуальному учебному плану и др.
  1. При описании программы  раздела «Сочетание основного и дополнительного  образования»  необходимо обратить внимание на важность  качественного составления программы духовно-нравственного развития учащихся.
  2. Система  оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программыначального общего образования

Этот комплекс  должен стать уникальным и отражать разработанную систему оценки в МОБУ СОШ №17.

Заключение: Представленный проект Образовательной программы МОБУ СОШ №17 требует основательной  доработки и приведения в соответствие  с федеральными государственными образовательными  стандартами и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.

 

 

Эксперт                                                     ИП Григорьева А.П.

18.04.2014 г.