Положение о Портфолио учителя

Положение о Портфолио учителя

Принято Педагогическим                                                        Утверждено

Советом  МОУ СОШ №17                                      Директором МОУ СОШ №17

________________                                                  приказом от _____ 20____г. №___

Протокол

от « ___ » _____ 20___ г.

 

 

Положение о портфолио учителя

Муниципального общеобразовательного бюджетного  учреждения

«Средняя общеобразовательная  школа № 17

(с углубленным изучением отдельных предметов)

городского округа «город Якутск»

 

I.Общие положения

1.1. Настоящее  положение разработано в соответствии с п.1 ч.3 ст.28, ч.3 ст.47  Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Уставом МОБУ СОШ №17.

1.2. Основная  цель Настоящего положения – разработка  инструмента оценивания и самооценивания профессиональных достижений педагогического работника в форме портфолио.

1.3. Настоящее положение разработано на основе рекомендаций «Методика формирования портфолио учителя и ученика»  Фещенко Т.С., к.п.н., ГОУ ДПО Юго-западного управления образования Департамента образования г. Москвы.

1.4. Назначение портфолио как формы оценки позволяет сместить акценты с того, что педагог не способен реализовать и не умеет, к тому, что он знает и умеет, с внешней оценки на самооценку. В портфолио может быть включено все, что служит свидетельством усилий, достижений и прогресса в профессиональной деятельности данного педагога (руководителя). Это открытый перечень, из которого педагог может выбирать те или иные пункты для определения состава своего личного портфолио.

 

1.5. Портфолио разрабатывается  педагогическим работником  на принципах  системности, достоверности, доступности.

1.6.Портфолио педагогического работника является  основанием прохождения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности и установления квалификационной категории, для участия в профессиональных  конкурсах,  при моральном и материальном стимулировании.

 

  1. Структура и содержание портфолио

2.1. Структура портфолио педагогических работников МОБУ СОШ №17 состоит из  основных 3 –х составляющих  единое  портфолио:

-Портфолио  документов педагога – документированные профессиональные, творческие достижения педагога в виде дипломов, сертификатов, свидетельств, отзывов о педагоге и т.д.;

— Портфолио работ педагога – собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ педагога, планов, авторских рабочих программ,  а также описание основных форм и направлений его профессиональной  и творческой активности: участие в научно-исследовательских  конференциях, конкурсах, учебных практиках, спортивных и творческих конкурсах;

— Портфолио  классного руководителя – готовится  в виде  аналитических материалов о выполнении функций классного руководителя.

2.2. Портфолио документов педагога  должно содержать  визитку о педагогическом  работнике с указанием

— титульный лист (ФИО учителя, число, месяц и год рождения);

— образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);

— трудовой и педагогический стаж, стаж работы в МОБУ СОШ №17;

— сведения о дополнительном  образовании (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);

— копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;

— наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;

— дипломы различных конкурсов;

— другие документы по усмотрению педагога.

2.2. В Портфолио работ педагога  входят  результаты педагогической деятельности:

— материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;

— мониторинг профессиональной деятельности  педагогического работника за  5 лет на основании

— разработка авторских программ, элективных курсов;

-тезисы выступлений, доклады на профессиональных конференциях, семинарах, заседаниях методического объединения;

— материалы, в которых обосновывается выбор педагогом  образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;

— материалы, в которых обосновывается выбор педагогом в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;

— использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных;

— мониторинг результатов  промежуточной и итоговой аттестации учащихся за последние 5 лет.

— работа в методическом объединении, экспертных советах,

— творческих отчетов, рефератов, докладов, статей и др.;

— статьи, напечатанные в профессиональных периодических изданиях, сборниках и т.п.

.

2.3 Портфолио классного руководителя – формируется на основе  мониторинга  деятельности педагога   в качестве классного руководителя и состоит из

— творческих  работ, проектов педагога и учащихся по дополнительному образованию;

— результатов учащихся  на  олимпиадах, творческих конкурсах, соревнованиях, интеллектуальных марафонах и др.;

— сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеозаписи проведенных мероприятий, (выставки, экскурсии  и т.п.);

— формирование и обновление базы данных по итогам учебно-воспитательного процесса с выведением рейтинга учащихся  в классе, в МОБУ СОШ №17;

— работа с родителями.

III. Подходы к формированию электронного портфолио

https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=8&showentry=4692 Появление новых веб-инструментов и социальных сетей превратило создание портфолио в увлекательное занятие, обладающее огромным обучающим потенциалом для учителя. Да, сегодня мы говорим именно об электронном портфолио, возможности пополнения, креативного оформления и публикации которого существенно превосходят бумажные аналоги. И не только потому, что портфолио в электронном виде легче поддерживать и пополнять! Не только потому, что очень широк выбор веб-инструментов для создания и размещения портфолио в Сети: есть портфолио-блоги, портфолио-сайты, портфолио, как RSS-потоки… На первый план в публичном портфолио, созданном при помощи популярных веб-средств, выходит именно социализация — открытый обмен опытом и новыми идеями. Автор э-портфолио сам выбирает, накапливает, комментирует и анализирует публикуемые материалы, которые могут рассматриваться как свидетельства его профессиональных компетенций, здесь для него чрезвычайно важна сама возможность обратной связи от посетителей его электронного ресурса. Открытость и доступность портфолио для просмотра и комментирования другими людьми, является как раз тем механизмом, который помогает владельцу э-портфолио формировать адекватную самооценку собственных профессиональных достижений. Таким образом ведение э-портфолио становится еще и методом обучения, постоянного самосовершенствования и повышения квалификации учителя.

Как и любое другое портфолио, профессиональное портфолио учителя может содержать:

  • CV учителя;
  • описание (перечисление) пройденных им курсов повышения квалификации;
  • рабочие материалы: планы уроков, презентации, тесты и т. д.;
  • методические разработки, статьи, опросники;
  • формы самоанализа и рефлексии,
  • коллекции полезных ссылок и закладок, которые учитель использует в своей работе,
  • руководства пользователя для работы с веб-инструментами;
  • фото и видеоматериалы с уроков и творческих мастерских,
  • ссылки на сайты профессиональных сообществ, участником которых является учитель, а также ссылки на интересные форумные обсуждения с его участием,
  • ссылки на работы и сайты своих учеников и т.д.

Портфолио нужно не только подготовить содержательно, но и представить в Интернете. Обычно это делают с помощью сайта-портфолио и сейчас для этого есть много разных возможностей. Какие же из сервисов предпочтительнее? Для отбора инструмента хорошо иметь хоть несколько критериев, согласно которым вы и сделаете правильный выбор:

  • сервис позволяет создавать и добавлять новые страницы;
  • есть возможность создания простейшего меню и навигации по сайту;
  • есть возможность вставки мультимедийных объектов, таблиц и изображений в страницы с помощью кода <embed>;
  • есть возможность менять дизайн сайта – настраивать его оформление по своему вкусу.

Дополнительные критерии отбора инструментов могут, например, быть такими: возможность добавлять файлы (приложениями к страницам) основных типов, например, текстовые или zip-архивы. Если автор готов к обратной связи и вопросам посетителей, то хорошо, если есть также возможность комментирования страниц. В той или иной степени обладающие этими возможностями сервисы для создания сайтов:

Ну и, конечно, универсальным инструментом, в котором есть все перечисленные функции, является сервис https://sites.google.com/.

Как может выглядеть электронное портфолио?

Для примера приведу несколько готовых электронных портфолио. Сразу надо оговориться, что готового, раз и навсегда созданного портфолио, по определению, не существует, поскольку портфолио профессионала должно постоянно пополняться новыми записями. Все приведенные сайты-портфолио – разные, но какие-то разделы в них повторяются. Их объединяет еще один качественный признак – там много ссылок на размещенные в интернете материалы, что свидетельствует о представленности авторов в Сети. Есть и другие типы электронных портфолио, когда учитель открывает в таком качестве свой профиль в социальной сети, но не в любой, а ориентированной на педагогическую аудиторию.
Там и образцы есть, и советом помогут…
Еще специально «заточенные» под портфолио социальные сети, такие как http://www.linkedin.com/, но можно использовать даже http://www.facebook.com/.

Критерий №1. Содержательность

Ключевые понятия для описания портфолио:
образовательный характер сайта; профессиональная личность; принадлежность к профессиональному коллективу, группе, сообществу; аутентичный образовательный контент; свидетельства личных достижений; свидетельства достижений учеников; признание коллег (отзывы, комментарии); самоанализ, планирование; схемы, органайзеры; аналитические или проблемные статьи; ссылки на авторский блог; обновление/реорганизация/актуальность/усовершенствование.

  • Соответствие размещаемых материалов целям и задачам профессионального портфолио
  • Наличие визитки (информации об авторе)
  • Использование в качестве инструмента самопрезентации
  • Свидетельства анализа и рефлексии профессиональной деятельности
  • Систематичность обновления и пополнения

Критерий №2. Технологичность
Ключевые понятия для описания портфолио:
Структура; стиль (эстетика); логичная навигация; «дресс-код» сайта; «фишки»; эргономика; визуализация; целостность; целесообразность; грамотность текста; форматирование текста; бережное отношение к тексту.

  • Дизайн, оформление
  • Использование различных технологий
  • Оформление (форматирование) текста

Критерий №3. Социальность
Ключевые понятия для описания портфолио:
Интерактивность; контакты; ссылки на профили в социальных сетях, блоги, веб-сервисы; авторство; лицензии; корректные ссылки на источники; запрет на плагиат; цитирование; сохранение инфомационной безопасности; личные данные; ответственность учителя (он является примером для своих учеников).

  • Возможность обратной связи
  • Соблюдение авторских прав
  • Сочетание открытости и конфиденциальности

Еще раз отмечу, что все предложенные критерии — это результат работы локальной группы учителей.

Документация

1.     Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио,  должен датироваться (возможно, по четвертям, полугодиям, учебным годам).

2.     Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой учитель.