Для старшеклассников! «ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ»

Для старшеклассников! «ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ»

4795
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Нет неспособных людей, а есть неуместные,

Н. А. Добролюбов

 

Интерес — это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности. Проявляется интерес в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Только при наличии этих двух признаков можно считать, что у человека есть тот или иной интерес.

Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия…

Интересы различаются по содержанию (например, музыкальные, технические и т. п.), по широте (широкие, т. е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет или его сторону), по глубине (глубокие или поверхностные), по длительности (устойчивые и неустойчивые). Об устойчивости интересов судят по способности человека преодолевать трудности на пути удовлетворения этих интересов. Например, если ученик, увлекающийся физикой, посещающий физический кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по проблемам физики с иностранного языка, которым он не владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес, безусловно, устойчивый. Интересы выражаются формулой «я хочу знать».

В том случае, когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы человека, говорят о профессиональных интересах. Профессиональные интересы проявляются в эмоционально окрашенном отношении человека к труду и стремлении больше узнать о нем. Они могут формироваться на основе или учебных интересов, или разнообразных увлечений во внешкольное время.

Интересы могут переходить в склонности — стремление заниматься определенной деятельностью, жажду этой деятельности. Активные и устойчивые интересы человека к чему-либо переходят в склонность. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении.

Между интересами и склонностью много общего, но есть и различие. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу: с удовольствием ходить каждый день в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, собирать их фотографии.   Но самому при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино, т. е. не заниматься в кружке выразительного чтения, кукольном, фотокружке и т. п. Или мы знаем много любителей спорта, которые не пропускают ни одного спортивного состязания по телевизору или на стадионе, но не делают даже утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует. Интересы можно выразить формулой «хочу знать», а склонность — «хочу сделать».

Иногда мы спрашиваем: «Интересная книга?» или «Интересный кинофильм?» Однако эти вопросы бессмысленны, так как интерес — это не свойство вещи (книги, кинофильма и т. п.), а свойство личности. Одному человеку может показаться какая-то книга интересной, другому так себе, а третьему и вовсе неинтересной. Нет неинтересных предметов, а есть не заинтересовавшиеся ими люди. А интересы у различных людей неодинаковы.

Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. И только в том случае, когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах.

Однако, как ни странно, большинство людей, выбирающих профессию, свои профессиональные интересы и склонности ставят только на третье место.

Может ли человек развить свои интересы, склонности? Естественно, да, но это очень длительный процесс, для которого необходимо:

— повышать свою информированность об интересующем предмете деятельности (чтение специальной литературы, подготовка рефератов, докладов, участие в днях открытых дверей и др.);

—  заниматься практической деятельностью (факультативные занятия, занятия в спецшколах по интересующим направлениям);

— заниматься самопознанием и развитием своих индивидуальных качеств (анализ устойчивости и степени выраженности интересов и склонностей, их соответствие профессиональным интересам и своим индивидуальным особенностям).

 

 

Как управлять своими интересами и склонностями

 

  1. Цели, которые мы ставим перед собой, должны быть достижимыми.
  2. Что происходит, когда нам предстоит взяться за скучную работу? Мы заранее знаем, что она скучна. Действует установка, как, например, в цирке. Клоун только вышел, а мы уже смеемся. Потому, что у нас установка на веселье. Однако установку можно изменить по собственной воле. Если вообразить, что это будет интересно, то внутренне настроишься на интересную работу, а это как раз и нужно на первых порах.
  3. Одной установки мало.  Надо приложить чуть-чуть старания (после психологической подготовки сделать это легче) и выполнить работу более тщательно, чем всегда. Потому что тщательность — основной источник увлечения работой. Если внимание не сосредоточено полностью на работе, она покажется скучной, т.к. интерес- это и есть сосредоточение внимания.
  4. Сколько времени надо работать, чтобы сформировался интерес?  Теоретически даже один поступок может стать основой полезной привычки. Но не всегда. Некоторые психологи на основании наблюдений утверждают, что для образования привычки нужно три недели. Вернее всего, опыт по формированию у себя интереса необходимо продолжать до первого успеха и дальше.
  5. Интересы и склонности проявляются и формируются только на работе. Поэтому не ждите, когда проявится интерес, а активнее включайтесь в разнообразную деятельность. Только так можно выявить и сформировать интересы и склонности.

 

Если интересы и склонности связываются с жизненными планами, то они переходят в профессиональные. И это, конечно, хорошо.

 

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Comments are closed.